СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ ОЛЕГ БРЯНСКИЙ

Святой благоверный князь Олег Брянский - день памяти 03.10 н.ст. (20.09 ст.ст.)

Нашествие на Русь ордынских полчищ в XIII веке было воспринято современниками как "погибель Русской Земли". Померкла самобытность государства, расхищены его богатства, замерла торговля, сожжены города, храмы и иноческие обители. Гибло все земное, временное, все дела рук человеческих. Уцелело лишь то, что вечно и непоколебимо: вера Христова, Церковь Православная, которую, по обетованию Спасителя не одолеет и сам ад. Она очищалась, как золото, в горниле страданий, возвышалась незыблемо, как утес в бушующих волнах океана. Только на этом камне веры могла возродиться Русь, когда наступил час ее Воскресения.
В эту эпоху особенно остро ощущалась малозначимость "славы мира сего, " и в то время, как одни князья всеми правдами и неправдами искали и добивались власти, другие с легкостью разставались с ней, предпочитая нетленную славу Царства Небесного.
Исповеднический подвиг в языческой Орде князя-мученика Михаила Черниговского и его боярина Феодора 20 сентября 1246 года имел вселенское значение. На все уговоры окружавших уступить требованию хана и поклониться идолам, тем самым сохранить власть и в дальнейшем послужить Руси, как и на прочие лукавые речи, князь Михаил отвечал: "Не хочу я быть христианином только по имени, а дела творить языческие". Устояв перед этим великим искушением и не дав повода к соблазну братии, князь претерпел мученическую кончину ради Христа. "Не погублю души моей, прочь слава мира сего тленного", — эти предсмертные слова Святых Михаила и Феодора стали завещанием Православной Руси.
"Род праведных благословится", — говорит Святой псалмопевец Давид. Это в полной мере относится к Святому князю Михаилу. Он стал родоначальником благочестивой династии, дети и внуки князя продолжили его христианское служение.
Дочь Страстотерпца Михаила, Преподобная Евфросиния Суздальская, за свое строгое постническое и Богоугодное житие причислена к Лику Святых. Сын Михаила, князь Брянский Роман, также стяжал особенную милость Божию. В 1288 году он получил исцеление перед чудотворной иконой Божией Матери на Свенской горе, где впоследствии основал храм и монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Ныне он почитается как Святой благоверный князь.
Из летописей известно, что в 1274 году Роман вместе с сыном Олегом (во Святом Крещении — Леонтием) участвовал в военных действиях против Литвы. По окончании войны Олег приезжал во Владимир Волынский к своей сестре Ольге (во Святом Крещении — Елене) Романовне, супруге благочестивого князя Волынского Владимира Васильковича, создателя многих храмов и монастырей. Наследовав после смерти своего мужа богатые земли на Волыни, она, надо полагать, помогала брату Олегу в устроении его Брянской обители.
Видя, сколь преходящи и непрочны красоты и богатства земные, Олег отказался от заманчивой наследственной власти великого князя Черниговского, передав ее своему брату, а сам принял монашество с именем Василия, в созданном им на свои средства, Брянском Петро-Павловском монастыре. В этой обители Святой благоверный князь скончался строгим подвижником в начале XIV века, предположительно в 1331 году.

Тело Святого Олега Брянского было погребено под спудом в соборном храме его монастыря.

Известно, что из благоговения к памяти Святого князя-подвижника Патриарх Никон возвел Петро-Павловскую обитель на степень ставропигии (ставропигиальный монастырь управляется не епархиальными Архиереями, а непосредственно Патриархом). В 1701 году на месте деревянного храма, где покоились Святые мощи Благоверного князя, был построен каменный храм в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы с приделом в честь Первоверховных Апостолов Петра и Павла. В другом приделе вскоре был освящен Престол в честь иконы Божией Матери "Знамение".
В ноябре 1893 года Великий князь Константин Константинович, пожертвовал Петро-Павловскому монастырю икону "Святого благоверного князя Олега Брянского Чудотворца со сребропозлащенною к ней лампадою, весом 2 фунта 17 золотников и четыре билета пятипроцентных по 150 рублей с тем, чтобы проценты с этих билетов поступали на елей в неугасимую лампаду пред этой иконой". 4-го октября 1894 года разрешено было издание икон Брянских Святых, князя Олега и Преподобного Поликарпа, а также их металлических образков.
14 июля 1897 года Святейший Синод, в ответ на ходатайство Брянской городской Думы, издал указ, в котором говорилось: "По вниманию к благочестивому усердию граждан города Брянска и согласно отзыву Преосвященного Орловского, Святейший Синод определяет: совершать ежегодно в городе Брянске торжественное празднование в честь Святых угодников Олега и Поликарпа, в дни их памяти, дозволив вместе с тем возглашать имена этих угодников Божиих на отпустах и носить их иконы вместе с иконой Свенской Божией Матери в ежегодно совершаемом 11 августа крестном ходе вокруг города Брянска..."

13-го июля 1900 года Брянская городская Дума объявила 20 сентября — день памяти Брянского угодника Божия, Святого князя Олега — не торговым днем. В этот день, с 1900 года, во всех Брянских храмах совершались торжественные Богослужения, а торговля была закрыта. В 1903 году, по благословлению Святейшего Правительствующего Синода, издан "Верный месяцеслов всех Русских Святых", где впервые указан и день памяти Преподобного Олега, князя Брянского — 20 сентября / 3 октября.
В начале 1930-х годов, по благословению Архиепископа Брянского Даниила (Троицкого), во избежание поругания от безбожников, произошло перезахоронение мощей Преподобного князя Олега. Честные мощи были перезахоронены в подклете под Алтарем Введенского храма обители. Принимавшие участие в перезахоронении дали обещание не рассказывать никому о происшедшем. Лишь в 1995 году бывшая староста Введенского храма Мария Александровна Белова, которая в 1930-е годы была юной прихожанкой, открыла местонахождение Святых мощей.
По благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека, усердием протоиерея Георгия Козловского и других священнослужителей Введенского храма местонахождение Святых мощей Преподобного князя было обнаружено.
10 августа 1995 года честные останки Святого Олега были вновь обретены и с тех пор открыто почивают во Введенском храме Петро-Павловской обители. В воскресные дни во время вечернего Богослужения перед мощами совершается чтение Акафиста Преподобному Олегу Архиерейским Служением.
Каждый день в семь часов утра у мощей Святого Олега служится молебен.

5 декабря 2003 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, было установлено празднование Собора Брянских Святых в день памяти Преподобного князя Олега Брянского.

Тропарь, глас 8:

От юности возлюбив Христа всем сердцем, преподобне / славу земную, яко преходящу, оставил еси / и царство земное в ничтоже вменивше, / лику инок радостно причелся еси / и труды многими град Брянск, аки солнце пресветло, озарил еси: / тем, быв Троицы украшение, моли, княже Олеже, Христа Бога, спастися душам нашим.

Величание:

 
Ублажаем тя, / благоверне княже Олеже, / и чтим святую память твою, / ты бо молиши за нас / Христа Бога нашего.

 

 

СВЯТОЙ ПРЕПОДОБНЫЙ ПОЛИКАРП БРЯНСКИЙ

Письменного жития Преподобного Поликарпа, к сожалению, не сохранилось. Поэтому точных сведений о времени его земной жизни, а также о времени основания им Преображенского монастыря не имеется. В описи монастырей 1662 года этот монастырь именуется Спасским и Поликарпа Чудотворца. Следовательно, в начале второй половины XVII века Преподобный Поликарп был уже прославлен Русской Православной Церковью в Лике Святых. Поэтому наиболее вероятным следует признать, что названный монастырь основан не позднее начала XVII века.

Недостаток и такая неопределенность сведений о Преподобном Поликарпе произошла от опустошений, произведенных в Брянске в начале XVII века, в так называемое Смутное время, поэтому уже к 1630 году никаких письменных актов в Поликарповом монастыре не уцелело. Сохранились достоверные сведения об особенном усердии к этому монастырю князей Барятинских. Из самого же расположения семейства князей Барятинских к тому монастырю местное предание заключает, что и строителем монастыря был один из членов этого княжеского семейства.

Некоторые историки таковым почитают князя Петра Ивановича Барятинского. На основании этих сведений и был когда-то составлен акафист Преподобному Поликарпу.

    В исторических актах указывается, что князь Петр Барятинский был отправлен на реку Сестру воевать против шведского короля, а в 1576 году был назначен воеводой в Тулу. Через некоторое время его перевели в Холму. Позднее имя князя Петра встречается в Разрядных книгах в связи со спорами о местничестве.

Древние государственные порядки уже не отвечали новым требованиям политической жизни России. Тем не менее, помнившим живые предания старины, ревниво хранившим родовую честь и заботившимся о Отечестве людям было трудно мириться с новыми веяниями. Весьма возможно и вполне естественно, что князю Петру Ивановичу Барятинскому наскучила неправда при счетах его о местничестве. В своих назначениях на государевенную службу рядом с людьми, по его мнению, стоявшими ниже его он видел поруху старинной чести.

  Судя по сохранившимся историческим данным, князь Петр Барятинский был человек сильный духом, стойкий в своих убеждениях, с высоким представлением о родовой чести. В тяжелое царствование Иоанна Грозного он занимал почетные и видные места. При царе Борисе Годунове князь Петр Барятинский оставил мир, удалился в Брянск и принял постриг с именем Поликарп в честь Святого Поликарпа Смирнского.

Брянскую Землю он возлюбил не напрасно: ранее она уже была прославлена его благочестивыми предками, Преподобным князем Олегом-Леонтием, в монашестве Василием, и Благоверным князем Романом Михайловичем.

В Брянске бывший воевода устрояет обитель с храмом в честь Преображения Господня. Располагалась она на берегу Десны, в районе нынешней Набережной. С удалением князя Петра из мира для него начался скорбный и тяжелый путь — путь смирения, отречения от своей воли, иноческого перевоспитания. Нелегко было привыкать князю к суровой монашеской пище, привыкать к долгим уставным монастырским службам и впоследствии приучать к тому же других. Он сам следил за пением и чтением и был примером для всех: не пропускал ни одного Богослужения, молитвенное правило читал со слезами. Всецело отрешившись от прежней знатности, он работал в пекарне, копал огороды, носил воду, рубил дрова. Одежда его была неизменна зимой и летом: сапоги, подрясник и заплатанная ряса.

Постель состояла из узкой скамьи с небольшим деревянным изголовьем, одеяла не было вовсе. На теле, изнуренном трудами и бдением, Преподобный Поликарп носил вериги. Нередко он ходил и с тяжелым посохом.

Эти подвиги вызвали тайное недоброжелательство некоторых монахов. Некоторые лица из злобного любопытства разузнавали княжеское прошлое подвижника и извращали его; другие глумились над ним за глаза и осыпали бранью.

Сохранилось народное предание о поездках Преподобного Поликарпа в Киево-Печерскую обитель, где его изстрадавшаяся душа обретала новые силы для несения подвигов.

Когда Преподобный Поликарп построил Спасский Брянский монастырь, он ввел в нем, по благословению Старцев, строгий общежительный иноческий устав. Своим усердием Святой привлек многих иноков и Богомольцев. Аскетичность жизни соединялась в нем с достоинством, твердость и настойчивость с кротостью, хозяйственность с нестяжательностью, самостоятельность с полной покорностью, живая деятельность с перенесением многочисленных скорбей.

Чтобы удобнее было наблюдать за жизнью иноков, Преподобный Поликарп поручал молодых неопытных монахов руководству старших. Он обращался с наставлениями к братии, утверждал их примером личного послушания, нестяжательностью, ревностью к церковным службам.

Всем было известно, что Преподобный Поликарп спал мало, не раздеваясь. Не пропускал Утрени, говоря, что на этом Богослужении человек приносит в жертву Господу Богу свой покой. Нередко он так глубоко уходил в молитву, что не слышал подходивших к нему за благословением. От природы горячий и пылкий, он приобретал молитвой кротость и смирение. Все свободное от трудов время Преподобный посвящал чтению.

В последние годы жизни, несмотря на слабые силы, Святой Поликарп по-прежнему вел подвижническую жизнь, называя свои дела ничтожеством. Келлия его больше походила на землянку, чем на помещение игумена обители. Со всеми он обращался, как простой монах. Всякого встречал и провожал Преподобный с искренним сердечным участием. В голосе его всегда слышалась ласка и доброта. Говорил он с необычайным воодушевлением и эти беседы оставались в сердцах слушателей на всю их последующую жизнь.

По своему виду Преподобный Поликарп Брянский, Чудотворец, как передает иконописный подлинник, «был подобием сед, брада, аки Сергиева, ризы монашеския».

Скончался Преподобный Поликарп 23 февраля 1620 года (по другим данным в 1621 году). Он завещал «погребсти себя при празе церковном» в Преображенском соборе основанного им монастыря.

 

Сначала весьма небольшой и скромный Спасский монастырь, имеющий деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом в честь Рождества Богородицы и храм в честь Святого Преподобного Поликарпа, в конце XVII века украшается каменными постройками: двухэтажной Спасо-Преображенской церковью, под нижним алтарем которой, в последствии была устроена Усыпальница благочестивых князей Барятинских, храмом в честь Рождества Богородицы и надвратной колокольней. Это строительство совершалось благодаря усердию двух братьев, князей Даниила и Алексия Барятинских, внучатых племянников князя Петра-Поликарпа.

Преображенский храм в 1862 году был разобран, и на месте ее был построен величественный Соборный храм. В июне 1899 года, во время посещения Брянска Епископом Орловским и Севским Никанором, брянским духовенством был поднят вопрос о сооружении гробницы на предполагаемом месте захоронения Преподобного Поликарпа, на что Архипастырь дал свое благословение. В ноябре 1900 года усердием Брянских граждан была сооружена благолепная гробница, поставленная в Соборе на предполагаемом месте погребения Святого Поликарпа.

Тропарь Поликарпу Брянскому

Тропарь, глас 1

Ветрилом креста душевный корабль окормив, житейская красная оставил еси, и от мирскаго мятежа изшед, плотския похоти воздержанием многим отче умертвил еси, пощением и слезами, молитвами и песньми непрестанно прилепляяся к Богу; темже и жилище достойно Духа Пресвятаго показался еси. Моли, Поликарпе преподобне, Христа Бога, оставление прегрешений даровати нам и велию милость.

Кондак, глас 4

Якоже отец духовно, князь чувственно, людем российским явился еси, преподобне Поликарпе; мудрование бо и славу мирскую презрев, Божественным житием последовал еси, монахом же был твердое укрепление и светильник светел; темже похваляюще честную память твою, зовем ти: моли Христа Бога спасти и просветити души наша.

Молитва

О пастырю добрый, наставниче неусыпный, преподобне отче Поликарпе, ты от мятежа мира сего исшед, отвержением благ преходящих Евангельски Христу последовал еси, и равноангельское житие пожив, Бесплотных почести сподобился еси; того ради памятуя любовь твою к людям ти сродным, яко чадо ко отцу, к тебе прибегаем и молимся со умилением: буди щит несокрушим Святей Церкви Православней и отечеству нашему, воинству, яко соратник, и споспешествуй в победах на супостаты. Избави, о преподобне угодниче Божий, от всякого навета вражия и веси страны Российския и не остави заступлением твоим нас немощных, грехи  и скорбми многими обремененных: умоли благость Христа Бога нашего даровати нам помыслов мир, от пагубных страстей и всякия скверны воздержание, братолюбие искреннее,благочестие нелицемерно и да не во зло обратим благая, нам свыше выну посылаемая. Озари, преблаженне, ум наш светом лица Божия, иже ныне осиявает тя; укрепи благодатиею Господнею произволение наше, да утвердившееся в законе Христове, неленостно течем по пути заповедей святых; осени горним твоим благословением нас и всех в скорбех сущих, беды и болезньми душевными и телесными обдержимых, исцеление, утешение и избавление им даруя; дух кротости и смирения, дух терпения и покаяния, да прочее время живота нашего иждевем в вере и сокрушении сердечнем и тако в час скончания и разрешения от уз плоти благодарне восхвалим прославившего тя Господа, Безночального Отца, Единородного Его Сына и Единосущного и Всеблагого Духа, Троицу Нераздельную во веки веков.

СОБОР БРЯНСКИХ СВЯТЫХ

Издревле в Святой Православной Церкви существует традиция совершать соборные памяти Святых, объединенных либо по роду служения (Соборы Святых Праотец, Святых отец, Святых Апостолов, Вселенских учителей, Всех Преподобных, в подвиге просиявших), либо по месту рождения, подвигов и кончины (Собор всех Преподобных и Богоносных отцев, во Святой Горе Афонской просиявших, Собор Всех Русских Святых и, в его составе, Соборы Московских, Санкт-Петербургских, Владимирских Святых и многие другие, а также Соборы Святых, подвизавшихся в той или иной обители: Хиландарской, Киево-Печерской, Валаамской, Соловецкой, Оптинской и др.). Особое место и значение имеют Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил Безплотных и память Всех Святых.
 
Каждая соборная память предполагает почитание не только известных, явленных нам, но и неявленных Святых. Такие празднования являются выражением соборного начала нашей Святой Церкви. Призывая соборную молитву Святых, они объединяют и людей, почитающих их. Так, Вселенские учители Святители Василий Великий. Григорий Богослов и Иоанн Златоуст явились в 1084 году Митрополиту Евхаитскому Иоанну и, объяснив, что они равны пред Богом, повелели установить общий день празднования их памяти, дабы угасить разногласия, возникшие из-за предпочтения одного из Святителей другим.
 
Древнейшими соборными памятями, установленными в Русской Церкви, стали празднования Киево-Печерским Преподобным и Собору Российских чудотворцев, прославленных Святителем Макарием в 1547 и 1549 годах. С 1607 года стала совершаться соборная память Пермским Святителям Герасиму, Питириму и Ионе. В 1841 году было установлено общее празднование Вологодским Святым, а в 1904 году — Тверским. На Поместном Соборе Российской Православной Церкви 1917-1918 годов было возобновлено торжественное празднование Всем Святым, в земли Российской просиявшим, и определено совершать его в Неделю 2-ю по Пятидесятнице. Святитель-исповедник Афанасий (Сахаров) в продолжении почти сорока лет, из которых около 30-ти провел в тюрьмах, ссылках и лагерях, трудился над составлением Службы Собору Русских Святых, которая стала одним из шедевров литургического творчества.
 
В 1964 году была установлена память Собора Ростово-Ярославских Святых, и с того времени, на протяжении 70-90-х годов XX столетия, устанавливались празднования Соборам Святых, подвизавшихся в различных областях и обителях Русской Земли. Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1992 года установлено празднование Собора Новомучеников и Исповедников Российских, явленных и неявленных. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года в этот собор включено более тысячи имен Новомучеников и Исповедников, и в настоящее время в состав Собора Новомучеников на основании определений Священного Синода продолжают вноситься все новые и новые имена.
 
5 декабря, 2003 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия установлено празднование Собору Брянских Святых. Собор Святых, эта малая Церковь, объединяет людей всех сословий и состояний нашей малой Родины — Брянской Земли, помогает им почувствовать единство со Святыми и друг с другом, а главное — единение с Богом, дивным во Святых Своих. И мы обращаемся к нашим Святым сродникам словами церковной песни: "О Соборе Святый и полче Божественный, земли нашея утверждение вы есте воистину!"