Молодежное движение Кафедрального Собора на вечере авторской поэзии и песни

1 марта 2013 года, по благословению Епископа Брянского и Севского Александра, в актовом зале Брянского Духовного Училища состоялся вечер авторской поэзии и песни, организованный епархиальным Отделом духовно-нравственного воспитания молодежи.

В вечере приняли участие Владимир Виноградский, поэт, лауреат Есенинского фестиваля-2008 "Вера, надежда, любовь"; алтарник храма Рождества Пресвятой Богородицы, Валентина Строгова, автор и исполнитель православных песен, главный редактор альманаха "Когда я смотрю на себя", город Рязань; прихожане храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы города Новозыбкова; воспитанники Детской школы искусств города Новозыбкова.

Со сцены прозвучали авторские произведения, а также песни на стихи С. Есенина, Н. Мельникова и других авторов.

Зрителями стали участники Брянских Православных молодежных объединений города Брянска и Брянской области, сотрудники Епархии.

  

В неделю о мытаре и фарисее в Брянском Кафедральном Соборе совершена Божественная литургия для детей

24 февраля 2013 года, в Неделю о мытаре и фарисее, в Брянском Кафедральном Соборе во Имя Святой Троицы состоялась необычная Литургия. Клирик Кафедрального Собора иерей Даниил Кузянкин совершил Божественную Литургию для детей.

Необычность этой Литургии состоит в том, что на ней присутствовали и причащались только дети, пел детский хор, в алтаре помогали дети. Во время Литургии маленьким прихожанам объяснялись некоторые моменты службы. По окончании Богослужения состоялось чаепитие, на котором священник Даниил рассказал детям о главном в этот момент их жизни – о послушании родителям.

Божественная Литургия для детей будет совершаться в Брянском Кафедральном Соборе во Имя Святой Троицы каждое воскресенье в 9.00.

  

День православного донора

По благословению Епископа Брянского и Севского Александра, 25 февраля 2013 года Брянской Епархией был проведен День православного донора.

С 9:00 до 13:00 на площади Кафедрального комплекса была развернута передвижная лаборатория для забора донорской крови.

Всего в этот день кровь сдали 48 человек, среди них священники, учащиеся Брянского Духовного Училища, сотрудники Епархиального Управления, прихожане Брянских храмов.

После забора крови для доноров было устроено чаепитие в нижнем ярусе Брянского Кафедрального Собора во Имя Святой Троицы.

   

Святейший Патриарх Кирилл совершил Чин великого освящения Брянского Троицкого Кафедрального Собора

1 июля 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Чин Великого освящения Брянского Кафедрального Собора во Имя Святой Троицы и Божественную литургию в новоосвященном храме.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; архиепископ Курский и Рыльский Герман; архиепископ Черниговский и Новгород-Северский Амвросий; епископ Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф; епископ Брянский и Севский Александр; епископ Гомельский и Жлобинский Стефан; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению; епископ Рыбинский и Угличский Вениамин; епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан; епископ Петропавловский и Камчатский Артемий; епископ Салехардский и Ново-Уренгойский Николай; епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий; епископ Искитимский и Черепановский Лука; епископ Карасукский и Ордынский Филипп; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества; протоиерей Игорь Якимчук, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям; духовенство Брянской епархии и Ивановской митрополии.

Чин освящения и совершение Божественной литургии транслировались по телеканалу «Брянская Губерния», а также проецировались на трех больших экранах - на территории Соборного Кафедрального комплекса и в нижнем ярусе Троицкого Собора.

За Божественной литургией Предстоятель Русской Церкви возглавил хиротонию архимандрита Никона (Фомина) во епископа Шуйского и Тейковского (Ивановская митрополия).

По окончании Литургии Первосвятитель напутствовал новопоставленного епископа Никона на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции Епископ Никон преподал богомольцам первое архипастырское благословение.

На богослужении пел хор Брянского Кафедрального Собора (регент – Александр Бирюков).

Святейшего Патриарха приветствовал епископ Брянский и Севский Александр, который преподнес Его Святейшеству икону Святой Троицы.

Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Святейший Патриарх вручил владыке Александру панагию и орден Русской Православной Церкви святого благоверного князя Даниила Московского II степени и передал в дар Кафедральному Собору икону Матери Божией Казанская.

Также Святейший Патриарх Кирилл сообщил, что орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени награждается епископ Дмитровский Феофилакт, «который, находясь на Брянской кафедре, много содействовал тому, чтобы здесь строились и открывались храмы Божии». Награда владыке Феофилакту будет вручена позже.

Особую благодарность Святейший Владыка выразил клирикам и прихожанам Троицкого Собора, многие из которых участвовали в его строительстве. Верующим были розданы иконки Святой Троицы с Патриаршим благословением.

 

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Брянска

1 июля 2012 года, в неделю 4-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Брянска. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваше Преосвященство, досточтимый владыка Александр! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Николай Васильевич Денин, губернатор Брянского края! Дорогие отцы, братия и сестры!

Я всех вас поздравляю с великим праздником, потому что освящение кафедрального Троицкого собора в Брянске есть великий праздник не только для Брянской земли, но и для всей Руси.

Радуюсь тому, что вчера на месте схождения границ трех славянских государств — России, Украины и Белоруссии — я имел возможность вознести молитву за духовное единство наших народов, а сегодня освятить в городе Брянске сей кафедральный собор, посвященный Святой Троице — Троице, Которая во внутренней Своей жизни являет пример единства и любви.

Каждое освящение храма есть большое событие, освящение же кафедрального собора — событие особенное. Кафедральный собор становится лицом города и области, он становится символом, видимым выражением духовной жизни и культурной традиции народа.

Мне приходилось бывать в городе Брянске, и когда я проезжал по улицам этого города, еще будучи митрополитом Смоленским, я всегда искал взором некую точку, которая могла бы быть доминантой города, — но такой точки не было. Даже действующие храмы не производили такого впечатления, чтобы на них остановился надолго взор. Это был город без видимого символа, без особого знака.

Ныне трудами всех вас — и благодетелей, и светских властей, и духовных властей, и всего народа — в Брянске воздвигнут символ этого города, великий знак сохраненной и преумноженной людьми традиции Православия, восходящей к купели Киевской, традиции, породившей огромный духовный и культурный пласт совместной жизни славянских народов.

Сегодня мы слышали Евангелие от Матфея, в котором говорилось об исцелении слуги сотника (Мф. 8:5-13). Большинство из вас хорошо знают этот Евангельский сюжет, я только вкратце напомню, что к Спасителю подошел римский сотник, по нашему командир роты и, конечно, язычник — римляне были язычниками, — и попросил исцелить его слугу. Господь согласился и был готов идти в дом сотника, но тот остановил Его и сказал: «Не надо, не иди, достаточно одного Твоего слова. Вот и я, хотя сам человек подвластный, но имею и других, кто мне подвластен. И говорю одному «иди» — и идет, а другому «приходи» — и приходит. И слуге своему говорю «делай» — и он делает». Пораженный этой верой язычника, Господь говорит: «даже в Израиле, — то есть среди людей, верующих в единого Бога, Своих единоверцев, — не нашел Я такой веры».

Эта история с римским сотником напоминает нам нечто из нашей недавней жизни. Страна наша — историческая Русь, а затем Россия, Украина, Беларусь, другие страны — прошли через десятилетия уничтожения веры. Мы хорошо знаем об этих десятилетиях, особенно люди среднего и старшего возраста. Вера не просто игнорировалась, не просто порицалась — она высмеивалась, над ней издевались, ее уничтожали всей силой административного ресурса. И как много было людей, которые дрогнули, не выдержали испытаний, которые в самые тяжкие времена испугались ссылок, тюрем и даже расстрелов! Ну, а когда эта угроза прошла, многие боялись потерять работу, испортить карьеру, потерять очередь на квартиру — мало ли что могло произойти с человеком, который, живя в условиях атеистического общества, осмеливался верить в Бога.

Четыре поколения людей воспитывались в этой атмосфере. Наверное, всё, настал конец — ведь многие так и думали! Когда я в 1985 году впервые приехал в Смоленск из Петербурга, тогдашнего Ленинграда, и стал посещать деревенские приходы, то сердце заныло, я испытал физическую боль, созерцая видимый разгром православной Руси. Хорошо, если пять-шесть человек, древних старушек, были на службе. Да и в районных и даже областных городах дело обстояло ненамного лучше, и, казалось, пресеклась традиция, когда семья передавала веру, когда школа воспитывала, когда нравственные идеалы общества поддерживали религиозный выбор человека...

Мы знаем, что произошло затем. Сегодня мне часто приходится читать биографии кандидатов в священство, кандидатов на поступление в монастыри и даже биографии кандидатов на архиерейское служение — и что же является общим для абсолютного большинства этих людей? Пишут: «родился я в неверующей семье, отец и мать в храм не ходили, крестился в сознательном возрасте, а потом решил всю свою жизнь посвятить Церкви». И вот возникает вопрос: что же это за явление такое? Может быть, это обращение было в ответ на мощное влияние Церкви на жизнь общества? Может быть, в то время Церковь наша использовала все средства массовой информации? Может быть, во мгновение ока власть стала поддерживать и помогать Церкви? Но ведь ничего подобного не было, и до сих пор, если и бывает, то в таких масштабах, что они не могут повлиять на массовое обращение людей к Богу.

Что же произошло и происходит с нашим народом? А произошло то, что произошло с римским сотником. Язычник, то есть человек неверующий, не знающий Бога, не умеющий молиться, не посещающий храм, вдруг в какой-то момент в сердце своем ощущает колоссальную перемену, и эта перемена происходит в ответ на встречу человека со Христом, с Богом.

И каковы последствия этой встречи? Это не просто осознание того, что «Бог есть, ну и буду время от времени в храм ходить». Эта встреча радикально меняет жизнь человека, и вчерашние инженеры, врачи, политические деятели оставляют мир и идут в монастыри, становятся монахами и священниками.

Я никогда не представлял себе, что в наших монастырях столько высокообразованных людей с прекрасной светской карьерой. И они ушли в монастырь не потому, что разобиделись на весь мир, и не потому, что какое-то несчастье их поразило, а потому что осознали, что встретились со Христом и хотят Ему служить и жить вместе с Ним.

А где же происходит эта встреча? Она может произойти где угодно и в любой момент жизни, но чаще всего она происходит в храме. Когда мы посещаем храм, даже будучи людьми невоцерковленными, мы, переступая порог, чувствуем, что оказались в ином мире. Это не тот мир, который остался за стенами. Все страсти того мира — злоба, конфликты, проблемы — как бы остаются за стенами храма, мы входим в иное миробытие. И это не просто эмоциональное восприятие архитектуры, музыки или изображений. Это реальное восприятие нашим умом и сердцем иного миробытия, потому что в храме присутствует благодать Божия, Божественная энергия. И часто, даже будучи невоцерковленными, мы сердцем чувствуем эту Божественную благодать. А если человек раз почувствовал ее и вернулся в храм, то он начинает постепенно погружаться в эту духовную стихию, в этот мир и осознает, что из храма он выходит каждый раз более сильным, спокойным, уверенным, потому что благодать Божия поднимает нас к небу, а с высоты иной взгляд на суету мира сего.

Бывает и так, что мы встречаемся с Богом вне храма, когда что-то происходит в нашей жизни. Иногда мы проходим через скорби, болезни, порой смертельные болезни, получая по своим собственным молитвам или по молитвам близких исцеление, этот факт потрясает нас, и мы встречаемся со Христом. А бывает и так, что мы встречаемся с Богом, встречаясь с другим человеком, чувствуя любовь, которая от него исходит, и через соприкосновение с добрыми людьми, а иногда и через погружение в любовь к другому человеку, мы осознаем красоту небесного мира.

Бывает и так, что соприкосновение с человеческим творчеством, с гармонией и красотой, которую творит человек, приводит нас к мысли об общем Творце, Который сотворил гармонию всего космоса и всего мира. Вот почему и соприкосновение с природой, с бесконечным звездным небом способно изменить мысль и жизнь человека. И всякий раз, когда это происходит, мы встречаемся с Богом, как встретился с Ним через Господа нашего Иисуса Христа римский язычник, не ведомый нам по имени сотник, воспылавший такой верой к Господу, которая поразила Самого Спасителя и наверняка всех тех, кто Его окружал.

Вот мы и строим храмы, и проповедуем слово Божие, и будем проповедовать, и будем призывать людей открыть свое сердце навстречу Господу. И если кто-то еще не встретил Спасителя мира, он непременно встретит, если этого желает. Пусть же строительство и освящение величественного Свято-Троицкого кафедрального собора в городе Брянске поможет многим жителям сего града и области, через соприкосновение с этой красотой и этим духовным величием, встретить спасающего Бога на своем жизненном пути.

В память об освящении кафедрального собора я хотел бы преподнести Казанский образ Божией Матери. Пусть Царица Небесная покрывает Своим Покровом жителей города Брянска и всех, кто с верой и открытым сердцем будет приходить в этот святой храм.

Для всех же вас, мои дорогие, я хотел бы передать Патриаршее благословение в виде этой небольшой иконочки Святой Троицы.

Моя особая благодарность Вам, владыка Александр. Вы завершили строительство этого храма. Сравнительно недавно Вы вступили в управление Брянской епархией, но душа Ваша прилепилась к этому месту, к этому народу, к этим святыням, и верю, что Вы употребите все свои силы, образование, знание и опыт, чтобы способствовать духовному развитию вверенной Вам паствы.

<…>

Хотел бы еще раз сердечно поблагодарить тех, кто внес свою лепту в созидание этого Божиего дома. Более же всего благодарю народ верующий, который пожертвованиями своими и молитвами своими приблизил этот исторический день в жизни города Брянска и Брянской области. Пусть благодать Божия, исходящая от Пресвятой Троицы, пребывает над сим градом, над его жителями, над жителями Брянщины и над всей исторической Русью. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси